Содержание Программы развития МБДОУ "Середкинский д/с"
Паспорт Программы развития:
Полное наименование программы |
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Середкинский детский сад" |
Основания для разработки программы |
1.Анализ деятельности МБДОУ"Середкинский д/с" за период 2011-2015 гг.
2.Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст.28.
3. Приказ Министерства образования и науки от 14.10.2013г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
4.Приказот 18 октября 2013 г. N 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). |
Период и этапы реализации программы |
Программа будет реализована в 2016-2020 годы в три этапа.
1-ый этап – подготовительный (2016)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2017-2019)
- апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2020)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. |
Цель программы |
Совершенствование образовательной работы в МБДОУ в контексте ФГОС ДО, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. |
Основные задачи, мероприятия программы |
1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
4. Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
5. Совершенствование предметно-пространственной среды МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
6. Поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов и др.); |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы |
Дальнейшее развитие МБДОУ:
- укрепление кадрового потенциала МБДОУ;
- укрепление материально-технической базы.
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группах;
- тесное взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса в МБДОУ. |
Разработчики программы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Середкинский д/с"
Рабочая группа педагогов и родительская общественность |
Руководитель программы развития |
Заведующий МБДОУ "Середкинский д/с" |
Сайт МБДОУ в сети Интернет |
11147.maam.ru |
Система организации контроля за выполнением программы |
- контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией МБДОУ "Середкинский д/с";
- в обязанности МБДОУ входит периодическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации Программы (посредством сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий, групп в социальных сетях и т.д.) |
Финансирование программы |
Осуществляется в пределах текущего финансирования (далее ВПТФ) |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Середкинский детский сад" на 2016 - 2020 и (далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно.
Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития МБДОУ определяет ценностно - смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития МБДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения МБДОУ для достижения цели Программы.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты.
Результатом работы МБДОУ по направлениям является повышение эффективности работы МБДОУ, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования, которые служат для ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную программу.
Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2016 по 2020 годы ее реализации.
2.Анализ деятельности МБДОУ
Достижения МБДОУ за период 2011-2015 год
Программа развития учреждения на 2011-2015 год выполнена в полном объеме.
За 2011-2015 гг. в дошкольном учреждении произошли следующие изменения:
-создан и функционирует официальный сайт МБДОУ;
-100% педагогов МБДОУ прошли курсы повышения по изучению внедрения ФГОС ДО;
-обновлена предметно-развивающая среда, выстроена с учетом индивидуальных особенностей детейв соответствии с ФГОС ДО;
-отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей. Совершенствуется познавательная, речевая, социально-коммуникативная и художественно-эстетическая направленность развития ребенка, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
-организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
-содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет реализуемых в МБДОУ программ;
- собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи.
-укрепилась материально-техническая база МБДОУ. Были проведены ремонтные работы групповых комнат, лестничного пролета, заменены плафоны уличного освещения. Приобретены разделочные столы для пищеблока, дидактические пособия , игрушки и канцтовары, изготовлена детская мебель своими руками,
В течение 2011-2015 гг. коллектив МБДОУ принимает активное участие в районных конкурсах педагогов и воспитанников.
Проведенный анализ настоящего состояния деятельности МБДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения.
Выявленные проблемы:
– неготовность педагогов организовать образовательный процесс с использованием системно-деятельностного подхода;
– несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей.
- потребность родителей подготовить детей к школе и отсутствие желания участвовать самим в этой подготовке;
3.Информационно-аналитическая справка
Блок 1.Информация об эффективности работы МБДОУ
Плановая наполняемость МБДОУ– 75 детей. Списочный состав на 1сентября 2016г. – 50 детей.
Количество групп – 3:
1 –младшая группа от 1года до 3 лет,
2 – средняя группа от 3 до 5 лет,
3 – старшая группа от 5 до 8 лет,
Социальный паспорт
· Полные семьи – 36 – 86%
· Неполные– 6 -14%
· Из них: многодетные– 9 – 21%
· Имеют одного ребёнка - 11
· двух детей - 20
· трёх детей - 9
· В ДОУ мальчиков - 25
· В ДОУ девочек - 20
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
· Работники бюджетной сферы - 21
· Служащие в других отраслях - 50
· Рабочие - 17
· Безработные - 27
· Имеют работу оба родителя - 12
один родитель - 23
· матерей – одиночек– 4
ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ РОДИТЕЛЕЙ
До 25 лет - 18
До 30 лет - 18
До 40 лет - 38
Старше 40 лет– 5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ
· Русских - 45
Основная Общеобразовательная Программа дошкольного образования в МБДОУ обеспечивает разностороннее воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1 года до до прекращения образовательных отношений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом всех видов детской деятельности в каждом возрастном периоде: организация режима пребывания детей в учреждении, содержание педагогической работы по освоению образовательных областей, систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов, связанных с планированием текущей педагогической деятельности. Формы организации образовательного процесса соответствуют поставленным задачам.
Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу. Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной Общеобразовательной Программы в соответствии с ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга.
Формы проведения педагогического мониторинга:
-беседы с детьми; наблюдения, игровые ситуации с проблемными вопросами;
-анализ продуктов детской деятельности способствует коррекции основной образовательной программы МБДОУ и составлению годового плана, индивидуальной работы с воспитанниками.
Также педагогический мониторинг показывает, что воспитанники нашего МБДОУ при выходе в школу успешно проходят адаптацию и хорошо подготовлены к обучению по пяти областям ФГОС ДО: познавательной, речевой, физической, художественно-эстетической, социально-коммуникативной. Это говорит о хорошем профессионализме педагогов нашего учреждения.
Кадровое обеспечение
МБДОУ укомплектовано сотрудниками на 100%
Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей состоит из 4 сотрудников.
Таблица 1
Квалификационная категория |
Образование |
Стаж педагогической работы |
На соответствии занимаемой должности |
4 |
Среднее специальное |
4 |
25 – 27 лет |
4 |
|
|
|
|
|
|
Обеспечение доступности качественного образования
В целях обеспечения доступности качественного образования в детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей.
В практике МБДОУ используются разнообразные формы работы с детьми:
-Непосредственная образовательная деятельность
-Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
-Самостоятельная деятельность детей
-Индивидуальная работа с детьми
-Взаимодействие с семьями воспитанников
Организация эффективной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
В МБДОУ имеется музыкально-физкультурный зал с необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного оборудования, физкультурная площадка для спортивной работы на улице.
Имеется площадка по ПДД со стационарным и выносным оборудованием.
Создание условий для сохранения здоровья детей
Здоровье детей, посещающих МБДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива.С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия:
-Сбалансированное детское питание с учетом индивидуальных показаний
-Индивидуальный подход к питанию аллергиков
-«Дорожка здоровья» и профилактическая гимнастика после сна
-Дыхательная гимнастика
-Профилактика ОРВИ: С-витаминизация, чесночные ингаляции
Появляются тенденции к повышению заболеваемости, этому способствуют сложные социально-экономические условия в семьях, боязнь некоторых родителей закаливающих процедур и профилактических мероприятий, а также приходом в детский сад ослабленных детей уже с рождения. Все это требует активизации работы педагогического персонала по внедрению эффективных здоровье-сберегающих технологий по профилактике заболеваний, просветительских бесед с родителями, убеждений в необходимости прививать ребенка соответственно возрасту, если нет медицинских противопоказаний.
Обеспечение комплексной безопасности и охрана труда
В МБДОУ существует Паспорт комплексной безопасности, в котором определена система безопасности всех участников образовательного процесса и системы передачи сигналов для быстрого реагирования служб безопасности.
С целью выполнения инструкций по охране труда сотрудников в МБДОУ проводятся следующие мероприятия: выдаются моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются должностные инструкции, инструкции по техники безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности, издаются приказы по охране жизни и здоровья детей и сотрудников.
Создание системы государственно-общественного управления
Центральным звеном в управлении МБДОУ является Педагогический Совет образовательного учреждения и Общее собрание работников образовательного учреждения.
Педагогический Совет координирует образовательный процесс в МБДОУ, который носит комплексный характер, и способствует формированию интегративных качеств воспитанников.
Блок 2. Информация о потребностях субъектов образовательной деятельности лиц, заинтересованных в образовании
Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании
С целью обеспечения целостности образовательного процесса в МБДОУ и семье педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального заказа семьи к МБДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса.
В МБДОУ в период с 12.01.2015 по 16.01.2015 были проведены маркетинговые исследования образовательных потребностей родителей. В исследованиях приняли участие 38 родителей. Результаты исследований представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ |
Потребности |
% |
1. |
Повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ
Доволен качеством воспитания и обучения в МБДОУ |
10%
90% |
2. |
Внедрение более креативных форм работы с родителями
Доволен интересными формами работы с родителями |
14%
86% |
Результаты опросов и исследований образовательных потребностей и возможностей субъектов образовательной деятельности
В МБДОУ в период с 12.01.2015 по 16.01.2015 были проведены маркетинговые исследования образовательных потребностей родителей и педагогов ДОУ. В исследованиях приняли участие 38 родителей и 4 педагога. Результаты исследований представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ |
Потребности |
% |
Педагоги ГБДОУ |
1. |
Помощь в оформление развивающей среды по ФГОС |
70% |
2. |
Методическое обеспечение по ФГОС |
50% |
3. |
Прохождение курсов повышения квалификации по ФГОС |
100% |
4. |
Техническое обеспечение групп |
35% |
5. |
Помощь в оформлении документации по ФГОС |
12 % |
Родители МБДОУ |
7. |
Улучшение материальной базы ДОУ |
41% |
8. |
Повышение эстетики быта в ДОУ |
87% |
9. |
Изменение отношения к детям |
4,3% |
10. |
Возросло уважение к родителям |
3,2% |
В результате было выявлено:
-большинство воспитателей в своей работе стараются использовать личностно-ориентированный подход к детям
- воспитатели имеют достаточный уровень знаний и опыта, в работе по следующим темам:
-переход воспитательно-образовательной работы на ФГОС
-использование методов проектной деятельности
-построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
-проведение педагогических наблюдений (итоговая аналитическая справка)
-использование технологий здоровьесберегающих, игровых, коммуникативных, личностно-ориентированных, ТРИЗ.
Анализ результатов анкетирования воспитателей позволил сделать вывод о том, что их основная часть:
-испытывают потребность, интерес и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений (прежде всего психолого-педагогических), к овладению современными эффективными технологиями;
-нацелены на активное участие в его планомерном, поэтапном развитии;
-считают главным условием повышения результатов образовательного процесса – создание и развитие гуманной воспитательной системы МБДОУ
Оценка уровня удовлетворенности социума результатами работы образовательной организации
В МБДОУ в период с 10.01.2015 по 16.01.2015 была проведена оценка уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ.В опросе приняли участие 38 семьи воспитанников.
Результаты исследований
Оценка уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ
-97% родителей удовлетворены
-3 % родителей не удовлетворены
Проведенный анализ работы МБДОУ, позволил обнаружить ряд проблем, требующих решения на новом этапе развития учреждения и определить цели и задачи развития
Блок 3 . SWOT – анализ потенциала развития МБДОУ
Таблица 4
|
Внешняя среда |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
Внутренняя среда
|
Сильные стороны (S)
. накоплен практический опыт образовательной деятельности в ДОУ;
. благоприятный психологический климат в ДОУ
. стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные проекты дошкольного образования |
I. Стратегия развития
. сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС;
. повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОУ, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов;
. поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями. |
II. Стратегия эксперимента
.низкий %педагогов владеющих новыми интерактивными методами взаимодействия и общения с родителями воспитанников МБДОУ;
.обеспечен психологический комфорт педагогам, создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения
и укрепления здоровья
. Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
. Активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь игровых
. Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе |
|
. Слабые стороны (W)
. увеличение количества воспитанников, относящихся к сложным категориям, приводящее к ухудшению показателей подготовки к школе;
. малоактивное участие педагогов в мероприятиях районного уровня;
. Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом, вероятнее всего,
это объясняется тем, что престиж деятельности педагога, воспитателя, его материальный до-
ход по сравнению с другими профессиями, востребованными на рынке труда, значительно ниже, а нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная.
слабая включенность родителей в образовательный процесс МБДОУ
Последнее время существует проблема «эмоционального выгорания» педагогов. |
III. Стратегия компенсации
. сформирован стабильный коллектив единомышленников, способный решать все стоящие перед коллективом задачи
. отработана система оздоровительной и профилактической работы и осуществляется вариативный подход к формам и содержанию физического воспитания детей. |
IV. Стратегия защиты
. низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
. эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;
. высокая занятость родителей воспитанников, отсутствие времени, низкая заинтересованность в контакте с воспитателями;
. нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряженная с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;
. проблематичность финансирования материально-технической базы МБДОУ |
SWOT – анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации: Модернизация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС;
-Приведение локальных актовМБДОУ в соответствие с требованиями нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность МБДОУ;
-Проектирование ООП ДО в соответствии с требованиями к структуре;
-Создание системы взаимодействия с социальными партнерами;
-Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности через реализацию проектов;
-Обеспечение развития кадрового потенциала МБДОУ;
-Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование,
-обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
4. Цель и задачи Программы развития (образ будущего состояния МБДОУ)
и общая стратегия их реализации
При разработке стратегии развития МБДОУ была определена перспектива деятельности коллектива:
-приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в МБДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы;
-качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
-преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство города.
-компетентность (профессионально-педагогическая) – это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность
Концептуальной идеей Программы развития является установка, что каждый ребенок– успешный дошкольник.
Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.
Индивидуальные результаты реализации Программы развития МБДОУ:
Так как сформированность начальныхпредставлений к учебнойдеятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то в результате реализации модели развивающей среды с модулем интегрированного развивающего пространства предполагается получить результаты двух групп, связанных с развитием ребенка и деятельностью МБДОУ.
Первая группа результатов связана с развитием ребенка – успешного дошкольника.
Содержательные:
-сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок);
-сформированность у детей навыков самостоятельного обслуживания, первоначальных трудовых действий (деятельный ребенок);
-успешное освоение образовательной программы МБДОУ (умный ребенок).
-Социально-психологические:
-достаточный уровень самостоятельности, инициативы и активности (социально активный ребенок);
-психолого-педагогическая готовность (мотивация) детей к успешному обучению в школе(умный, социально активный ребенок);
-улучшение эмоционально-психологического состояния детей (здоровый ребенок, добрый ребенок);
-позитивное отношение к миру, сверстникам, взрослым (добрый ребенок);
-развитое воображение, способность находить оригинальное решение проблем (творческий ребенок);
-включение детей в творческое самовыражение (творческий ребенок);
-готовность детей к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (социально активный, адаптированыый ребенок).
Модель успешного дошкольника:
Успешность дошкольника - выпускника ДОУ предполагает готовность ребенка, которая определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с учением как новой социально значимой деятельностью, школой как новым образом жизни, открывающей новые перспективы развития.
У дошкольника ориентированного на успех должны быть сформированы:
-начальные представления об учебной деятельности.
-предпосылки к учебной деятельности.
-мотивация к обучению и успешности.
Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество).
К начальным ключевым компетентностям относятся:
– здоровьесберегающая;
– деятельностная;
– информационная;
– социально-коммуникативная.
Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию. Они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях и различных учебных предметах. Универсальные учебные действия включают: познавательные ирегулятивные.
Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие:
-учебно-познавательные;
-социальные;
-игровые.
Таким образом, модель выпускника МБДОУ представляет собой успешного дошкольника и имеет следующие аспекты успешности:
это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных умений и мотивированный на успех учебы в школе и дальнейшей жизни.
Вторая группа результатов связана с деятельностью самого образовательного учреждения: содержанием образовательного процесса, повышением квалификации педагогов, системой управления.
Организационные:
-реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства;
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках овладения развивающими технологиями и оценки на основе компетентностного подхода;
-повышение уровня педагогической грамотности родителей в области организации детской деятельности;
-создание информационного банкаинновационныхи развивающих технологий;
-совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления.
Образовательные:
-мониторинг сформированности у детей начальных представлений к учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни;
-созданиеусловий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей;
-создание индивидуальных маршрутов развития детей, предполагающее полное взаимодействиепедагогов и специалистов, а также работу с родителями по самореализации личности их детей.
-создание системы оценки качества результатов деятельности.
Результаты успешности:
-участие ДОУ в конкурсах различного уровня;
-рост количества педагогов, представляющих опыт на мастер – классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конференциях, публикацияхв СМИ;
-ориентация детей и педагогов на успех.
Ожидаемым результатом является функционирование МБДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешного дошкольника.
5. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
План реализации (2016-2020 годы)
Цели представляемых проектов направлены на оптимизацию всех сторон воспитательно-образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития детского сада.
Проект «Творческая лаборатория педагога»
Цель:
формировании педагогического мастерства, повышении педагогической квалификации и определении направлений самообразования.
Задача:
Совершенствование образовательного процесса в МБДОУ путем включения в него проектных и игровых технологий, интегрированных форм организации непосредственно образовательной деятельности, методов и приемов, способствующих реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.
Планируемые направления деятельности:
1.Изучение профессионального мастерства:
-самоанализ педагогов;
-анкетирование педагогов;
-обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического мастерства
-формирования заявок на курсы повышения квалификации.
2. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров района , направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной деятельности.
3. Создание системы методического сопровождения обучения и повышения педагогического мастерства.
4. Создание творческой группы внутри детского сада по разработке плана внедрения современных технологий.
5. Совершенствование комплексно-методического планирования путем включения интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий посредством проектных и игровых технологий.
6. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной образовательной деятельности в возрастных группах.
7.Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности.
8. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.
Ожидаемые результаты:
1. Стабильность педагогического коллектива, который:поддерживает общую идею системного обновления воспитательно-образовательного процесса;
-стремится к достижению запланированных детским садом результатов;
-обеспечивает выход детского сада на уровень современных требований и повышение его конкурентоспособности как дошкольного образовательного учреждения.
2. Рост удовлетворенности реализацией педагогом своего творческого потенциала.
3.Рост удовлетворенности воспитанников и их родителей организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
4. Создание творческой группы, которая реализует основные направления данной программы, способствует обмену передовым педагогическим опытом и его распространению.
5. Презентация интегрированной работы по проектной и игровой деятельности в МБДОУ на педагогическом совете, районномсеминаре.
Проект «Современная предметно-образовательная среда»
Цель:
оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием в соответствии с условиями ФГОС ДО.
Задача:
Совершенствование предметно-образовательной среды МБДОУ с учетом планируемых изменений в образовательном процессе.
Планируемые направления деятельности:
1.Совершествование предметно-пространственной среды по принципу интеграции образовательных областей, согласно ФГОС ДО.
2.Проведение качественного анализа материально-технической базы предметно- пространственной среды.
3.Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них.
4. Учет возрастных особенностей детей.
5.Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании.
6.Создание предметно-пространственной среды с учетом двигательного режима детей.
7.Изготовление дидактического материала и наглядного с привлечением воспитанников и родителей.
8.Проведение планового тематического контроля по созданию предметно- пространственной среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты:
1. Создание современной предметно-пространственной среды.
2.Предметно-пространственная среда трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна.
3.Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми.
Проект «Профессиональная компетентность педагога»
Цель:
Систематизировать методическую работу в ДОУ по профессиональной компетенции педагогов.
Задача:
Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников в целях реализации планируемых изменений. Планируемые направления деятельности:
1.Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельности через самоанализ педагогов.
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров, творческих групп, конференций района и города.
3.Прохождение аттестации педагогических работников.
4.Участие с докладами на семинарах, педагогических чтениях, районных мероприятиях.
5. Участие самостоятельно и с воспитанниками в соревнованиях, смотрах-конкурсах.
6.Приобщение педагогов к методической работе детского сада: выступление на педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по составлению рабочих и образовательных программ, консультаций, общих родительских собраниях.
7.Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием интернет-ресурсов.
8.Создание публикаций виде материалов методического и научного характера (предполагается обмен передовым опытом с социальными партнёрами ).
9.Предоставление ежегодного отчета по повышению творческого потенциала каждого педагога.
Ожидаемые результаты:
1.Педагог- активный участник образовательных отношений.
2.Овладение ИКТ педагогами, в т. ч. технологиями дистанционного обучения при повышении педагогами своей квалификации.
3.Увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях.
4.Повышение имиджа детского сада через достижения педагогов и воспитанников.
Проект «Семейный клуб»
Цель:
Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в МБДОУ, установить взаимодействие педагогов, специалистов МБДОУ и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Задача:
Совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а также согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей.
Планируемые направления деятельности:
1.Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей и проблемы по организации работы детского сада (в начале учебного года и в конце).
2.Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения.
3.Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями.
4.Организазия совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы)
5.Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами МБДОУ, в соответствии в выявленными проблемами.
6.Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми специалистами МБДОУ.
7.Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала).
8. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт МБДОУ.
9.Итоговое анкетирование родителей по результатам работы семейного клуба.
10.Постановка конкретных задач на следующий учебный год.
Ожидаемые результаты:
1. Родитель-участник образовательного процесса МБДОУ.
2. Регулярная работа семейного клуба.
3. Понимание мнения родителей о сущности и результатах работы «Семейного клуба».
4. Мотивация родителей к активному сотрудничеству в педагогами МБДОУ.
5. Установление доверительных отношений между педагогами и родителями.
6.Система организации контроля за выполнением Программы развития
1. Составление ежегодных планов мероприятий ответственными за реализацию отдельных проектов, представление их Совету дошкольного образовательного учреждения.
2. Ежегодные публичные отчеты руководителя дошкольного образовательного учреждения.
3. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на семинарах разного уровня и др.
4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте МБДОУ.
|